Выберите ваш филиал:
ул. Вольная, 28
+7 (495) 788-11-33
пн-пт 9:30-18:30
сб 10:00-17:00
ул. Енисейская, 1
+7 (495) 788-93-33
пн-пт 9:30-18:00
ул Складочная, 1, стр. 31
+7 (495) 788-07-80
пн-пт 9:30-18:00
МО, п. Трехгорка,
ул. Трехгорная, дом 12
+7 (495) 788-15-16
пн-пт 9:30-18:00
МО, Подольск, пр-т Юных
Ленинцев, д.70, стр. 3
+7 (495) 788-04-80
пн-пт 9:30-18:00
РИП (RIP) - Raster Image Processor — часть печатающих устройств, отвечающее за преобразование изображений в пригодный для печати формат. Задача RIP преобразовать входное изображение, в формат печатающего устройст [...]
Сольвентные чернила Bordeaux
Ликбез для новичка

Что нужно знать о цифровой струйной печати

ЧТО ТАКОЕ ЧЕРНИЛА

Чернила - на самом деле специальный тип окрашенного клея. Их назначение состоит в том, чтобы создавать окрашенные области на носителях, таких как бумага, виниловая пленка или ткань и других поверхностях. Чернила состоят из трех главных компонентов - пигмента (собственно окрашивающего материала), связующего вещества или клея, и растворяющей смеси. Растворяющая смесь предназначена для временной функции - превращать чернила в жидкость и после переноса чернил испаряется. Такой процесс окрашивания позволяет прочно удерживаться красящий пигмент на месте создания изображения.

ЧТО ТАКОЕ ЛАМИНАТ

Ламинат - это прозрачный слой, обычно защищающий изображение от повреждения под воздействием солнечных лучей, дождя или царапания. Царапание обычно вызывается ветром, несущим частицы твердых материалов. Большинство ламинатов также содержат материал, который поглощает или отражает УФ-лучи, защищая пигмент от выцветания. Иногда в ламинат добавляется стабилизатор, чтобы подавить химические реакции, которые вызывают ультрафиолет.

ЧТО ТАКОЕ РАСТВОРИТЕЛЬ И ПРИСАДКИ

Растворитель - особая смесь, добавляемая к чернилам, чтобы понизить их вязкость (сделать более жидкими). Когда растворитель добавляют к чернилам, он растворяет некоторое количество пигмента в единице объема чернил. Это не обязательно означает, что изображение, напечатанное более жидкими чернилами, будет обязательно менее плотным. Потому что в потоке менее вязкие чернила могут перенести больший объем красителя в ту же единицу времени.

Существуют специальные типы присадок, которые могут регулировать время высыхания чернил. Например "ускоритель" - тип присадки, который может быть добавлен в чернила для сокращения времени их высыхания. Тогда как "замедлитель" - тип присадки, который добавляется к чернилам для увеличения времени их высыхания. "Ускоритель" и "замедлитель" должны использоваться в том случае, если есть проблема сушки отпечатанного изображения или перед производителем принтера стоит проблема предохранения печатающей головки от пересыхания.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СТРУЙНЫХ ПРИНТЕРОВ

Все струйные принтеры переносят жидкие чернила на твердую основу. Бумага - наиболее широко используемый носитель для интерьерной печати. Полимерные носители, такие как виниловые пленки или ткани, используются главным образом в индустрии наружной рекламы для печати уличных щитов и брандмауэров.

Узлы типичного струйного принтера таковы: резервуар для чернил, печатающая головка (которая содержит сопла, называемые иногда инжекторами), механизм для перемещения печатающей головки поперек носителя и механизм протягивания носителя вдоль. Принтеры, которые используют рулонные носители, имеют каретку для сканирующего передвижения печатающей головки и ряд роликов для перемещения носителя. Программное обеспечение синхронизирует подачу чернил на носитель и перемещение носителя, чтобы в итоге создавалось изображение.

Различные типы струйных принтеров классифицируются по способу подачи чернил. Вот наиболее типичные виды:

  • "Аэрограф" (Air-brush) - чернила поступают на носитель в виде аэрозоля. Распыление получается в результате прохождения струи сжатого воздуха сквозь чернила. Распыленный аэрозоль состоит из крошечных капелек, которые собственно и производят изображение.
  • "Импульсно-пузырьковый" (Bubble-jet) - чернила подаются на носитель через микроскопические отверстия в тонкой пленке на дне картриджа. Капельки чернил производятся посредством нагрева резисторов, которые создают паровые пузырьки, выталкивающие чернила через отверстия.
  • "Капля по требованию" (Drop-on-demand) - чернила подаются на носитель под воздействием пьезоэлектрических кристаллов, которые подобно поршням расширяются, когда к ним прикладывается электричество. Капельки чернил создаются только тогда, когда программа подает на пьезоэлемент электрический импульс.
  • "Непрерывный" (Continuous) - чернила поступают на носитель через электростатическую отклоняющую систему. Специальная чернильная пушка непрерывно посылает в сторону носителя поток положительно заряженных капель. Отклоняющая система из отрицательно заряженных пластин отводит в сторону ненужные капли, собирая их обратно в резервуар, тогда как нужные попадают на носитель. Чернила, которые не поступают на носитель, используются повторно.

ЧЕРНИЛА НА ОСНОВЕ КРАСИТЕЛЯ И ПИГМЕНТНЫЕ ЧЕРНИЛА

Пигменты (pigment) и красители (dye) - два типа окрашивающих веществ, обычно используемых при производстве чернил. Цвет создается от поглощения световых волн определенной длины (или света определенных оттенков). Если мы смотрим на напечатанное изображение красного яблока, мы видим красную часть светового спектра, потому что краситель или пигменты (в изображении яблока) поглощают сине-зеленую часть спектра. Химический состав молекул в красителе или пигменте собственно и определяет поглощаемые им цвета.

Теперь попытаемся определить разницу между красителем (dye) и пигментом (pigment). Если мы посмотрим в микроскоп, то в пигментных чернилах мы увидим крошечные цветные частицы (гранулы или песчинки) плавающих в жидкости - это взвесь твердых пигментных гранул в жидком растворителе. То есть пигмент не растворен до молекулярного уровня, а находится в состоянии суспензии. В чернилах же, основанных на красителе, окрашивающее вещество растворено до отдельных молекул, разбавленных растворителем. Гранула пигмента, строго говоря, макроскопический объект: каждая частица пигмента содержит миллионы молекул.

Можно представить себе процесс выцветания чернил, следующим образом: каждый квант ультрафиолета, падающего на красящее вещество, обесцвечивает несколько молекул вещества. Когда окрашенная поверхность покрыта лишь несколькими слоями красящих молекул, "дырки" в результате бомбардировки ультрафиолетом возникают сплошь и рядом, следовательно, изображение постепенно теряет былую плотность красок (выцветает). Таким образом, краситель (dye) просто не в состоянии противостоять сильным воздействиям УФ-излучения.

Очевидно, что для наружной рекламы больше всего подходят пигментные чернила, каждая капля которых состоит из миллионов гранул пигмента, а каждая частица пигмента, в свою очередь, из гигантского количества молекул красящего вещества. Когда кванты ультрафиолета бомбардируют поверхность частиц пигмента, намного больше красящих молекул остается в структуре пигмента. То есть требуется значительно большее время для обесцвечивания крупных гранул пигмента.

Зато изображение, полученное с помощью красителя (dye), содержит более равномерный слой цветного вещества, чем изображения, полученные с помощью пигментных чернил той же самой оптической плотности, означает, что краситель более эффективен при формировании яркого цветного изображения. Все замечали, что картинки, отпечатанные на интерьерных принтерах более сочные и звонкие по цветам.

В свою очередь, изображения, отпечатанные пигментными красками, наносящимися не столь равномерно из-за того, что песчинки пигмента ложатся в одних местах плотнее, в других реже - менее сочны по цветам. Почему? Ответ можно получить, сравнивая "укрывистость" разных типов чернил. В первом случае, за счет более равномерного распределения dye-красителя, его кроющая способность выше, а значит и насыщенность цвета выше. Во втором, пигментные чернила создают меньшую кроющую способность, из-за чего картинки на пигментных чернилах не столь яркие. Ко всему прочему, свет, рассеиваемый частицами пигмента, также понижает плотность изображения.

Таким образом, когда менее укрывистые пигментные чернила используются в струйном принтере, предназначенном для чернил на основе жидкого красителя с большей кроющей способностью, изображение, полученное с помощью пигментных чернил, выглядит тускло. Гораздо более высоких результатов можно добиться от пигментных красителей, если принтер специально спроектирован для применения пигментных чернил. Такой принтер наносит чернила более плотно и обильно, в результате чего качество изображения намного улучшается.

RGB-МОДЕЛЬ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ

Если посмотреть на экран телевизора через увеличительное стекло, Вы заметите, что для формирования цветовой гаммы используются только три основных цвета. Эти три цвета - Красный (R), Зеленый (G), и Синий (B), объединены, чтобы формировать цвет на экранах телевизоров и мониторах компьютеров. Этот метод называется RGB. RGB - три первичных (элементарных) цвета светового потока. На расстоянии, когда нельзя различить отдельные цвета, эти три цвета сливаются и воспринимаются как объединенные цвета. Различные сочетания яркостей первичных цветов и создают гамму оттенков.

В RGB-методе, изображения создаются комбинацией красного, зеленого и синего цветов, создавая потенциально миллионы различных цветов. Поскольку элементарные цвета складываются, этот метод создания цветов называют "аддитивным" (складывающим или добавляющим) процессом. Изображения создаются добавлением трех первичных цветов света друг к другу, производя различные цвета с использованием различных концентраций первичных цветов. Этот процесс возможен, только когда элементарные цвета создаются свечением отдельных RGB-элементов.

CMYK-МОДЕЛЬ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ

Если Вы посмотрите через увеличительное стекло на цветную полиграфическую или цифровую (принтерную) печать, вы увидите сетку из четырех основных цветов: Голубой (С), Малиновый (M), Желтый (Y), и Черный (K). На самом деле хватило бы и трех CMY. Четвертый (черный) цвет нужен лишь для создания более насыщенных темных оттенков и не участвует в цветообразовании. Комбинации этих CMY-цветов и формируют полноцветную печать. CMY-метод называют "субтрактивным" (вычитающим). В этой системе CMY - это три первичных, наиболее элементарных цвета.

Поскольку в печати элементарные цвета не светятся, как в RGB, а лишь отражают внешний цвет, то они должны "вычитать" из внешнего белого света основные цвета RGB. Поэтому система CMY получила названия субстративной. Например, голубой C-цвет вычитает (поглощает) из белого фона красные (R) лучи, малиновый М-цвет поглощает зеленые лучи (G), а желтый Y-цвет поглощает синие (B) лучи. К сожалению, из-за несовершенства красителей, смесь CMY-цветов не способна идеально поглотить все лучи, а следовательно получить идеальный черный цвет (как то предписывает теория). На практике получается лишь темно-буро-серый цвет. Для этого к элементарным субстративным цветам добавляется черный краситель, наподобие математической поправки под названием "полное поглощение" всех цветов.

Подобно RGB, CMYK-система создает другие цвета, комбинируя голубой "циан", малиновую "мадженту", желтый и черный цвета в различные сочетания. Несовершенство красителей, к сожалению, сужает теоретически возможную цветовую гамму, вследствие чего, количество цветов в полиграфии меньше, чем количество цветов на экранах телевизоров и компьютеров. Вот почему даже самые качественные CMYK-отпечатки выглядят хуже слайдов на мониторе компьютера. Существуют модели, частично исправляющие ограничения субстративной печати, добавлением к базовой гамме CMYK-цветов, дополнительных (сложных, комбинированных) цветов. Наиболее известна шестицветная цветовая модель (т.н. "Hexochrome" компании PANTONE), в качестве дополнительных, включает оранжевый (O) и зеленый (G) цвета. Гексохромальные изображения приближаются по качеству к RGB-изображениям.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ RGB И CMYK

Различие между RGB и CMYK становятся критическими, когда при подготовке публикаций, с использованием настольных издательских систем, пытаются переносить экранный вариант изображения на бумагу. Как уже было сказано, есть множество RGB цветов, которые принтеры, использующие CMYK-цветообразование, просто не способны воспроизводить. Поэтому то, что хорошо выглядело на экране, после печати смотрится по-другому, часто хуже. Чтобы преодолеть эти ограничения, существует много компьютерных приложений, позволяющих работать с изображением, используя цветовую модель CMYK. Самое популярное из них - программа Photoshop. Такие программы вносят поправки в цвета картинки на мониторе так, чтобы они выглядели похожими на то, что потом будет отпечатано.

Как уже отмечалось, принтеры высокого класса (как правило, интерьерные) могут печатать в шестицветной модели, для улучшения соответствия отпечатка оригинальному изображению. Для пигментной печати такие модели пока не применяются.